Medizin ohne Menschlichkeit – испытания боевых отравляющих веществ на заключенных концентрационных лагерей в Германии в 1933–1945 гг.

  • Н. И. Шило
Ключевые слова: Вторая Мировая война, химическое оружие, боевые отравляющие вещества, испытания, Германия, концентрационные лагеря, медицина

Аннотация

В публикации представлены документы, относящиеся к Нюрнбергскому процессу над врачами («Соединенные Штаты Америки против Карла Брандта и др.»), проходившему в Нюрнберге с 9 декабря 1946 по 20 августа 1947 г. Документы хранятся в библиотеке Гарвардской школы права (юридического факультета Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, США). Из показаний свидетелей и обвиняемых следует, что в Германии после выхода из Версальского договора и перехода военно-химических исследований под контроль военных структур и СС, а особенно в годы Второй Мировой войны исследования боевых отравляющих веществ (БОВ) вышли за пределы научных и промышленных лабораторий, университетских и академических структур, и переместились в концентрационные лагеря, где врачи из СС ставили опыты на заключенных. Показаны цели и задачи этих испытаний – изучались физиологические и токсикологические свойства БОВ. Планов наступательной химической войны в Германии системно не разрабатывали, рассматривая свое химическое оружие как средство ответного применения. Однако к возможности такой войны относились серьезно. Кроме того, врачи искали наиболее эффективные средства и схемы лечения поражений, вызванных применением БОВ вероятным противником, а также опасных, особо опасных и широко распространенных заболеваний. Из документов видно, какое важное значение придавалось этим исследованиям. За ними следили на высшем уровне, программы испытаний согласовывались с рейхсфюрером СС Г. Гиммлером, ими интересовался лично А. Гитлер. Одновременно в документах показаны варварские методы проведения этих испытаний, за что врачи и руководители медицины Германии 1930–1940-х гг. были осуждены трибуналами за военные преступления и преступления против человечности («зверства и враждебные действия, включая (но не ограничиваясь этим): убийства, истребление, обращение в рабство, высылка, заключение в тюрьмы, пытки, изнасилование или другие бесчеловечные действия, совершаемые против любого гражданского населения, преследование на политической, расовой или религиозной почве, независимо от того, были ли эти преступления совершены в нарушение законов страны или нет»), а научным сообществом – за грубые нарушения медицинской и научной этики. Хотя в свое время именно Германия (Пруссия) еще в конце ХIХ в. была первой европейской страной, где задолго до Нюрнбергского кодекса 1947 г. стали на уровнях законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти ставить и решать вопрос о необходимости получения информированного согласия пациента на медицинское вмешательство, а также безусловно запрещать экспериментальные исследования с любыми целями на людях без их согласия. Этой публикацией мы открываем серию материалов и статей о химическом оружии Германии в 1933–1945 гг. Не Германии обвинять Россию в применении химического оружия.

Опубликован
2021-06-07
Раздел
Исторический архив